Отступничество как результат пренебрежения канонами Церкви

Сегодня весь православный мир фактически стоит на пороге нового большого раскола, масштабы которого можна сравнить разве что с расколом 1054 года, в результате которого Римская церковь отпала от Вселенского Православия. Причина такого состояния заключается в том, что Константинопольский патриархат признал каноничной объединенную группу раскольников — так называемую ПЦУ.
Это признание шокировало православных христиан, которые до этого времени не могут понять, как мог Фанар не только нарушить ряд церковных правил, но и пойти против своих же собственных решений, принятых касательно анафемы Филарета Денисенко и возглавляемой им структуры. Напомним, что до 2018 года Константинопольский патриархат, как и вся семья православных Церквей мира, считали Денисенко отлученным от Церкви, а религиозную организацию, которую он создал, — раскольнической. И вот, ссылаясь на документы трёхсотлетней давности, а точнее, искажая их понимание, Фанар принимает решение даровать украинским раскольникам Томос об автокевалии, а всех «клириков» УПЦ КП и бывшей УАПЦ, которые еще до недавних пор считались в лучшем случае мирянами, принять «в сущем сане», то есть, как «священников». Проблема раскола усложняется тем, что украинских раскольников признал не только предстоятель Константинопольского патриархата, но и предстоятели Элладской и Александрийской Церквей.

Странно, но еще совсем недавно патриарх Александрийский Феодор II призывал украинцев держаться единственной канонической Церкви в Украине, а Архиепископ Афинский и всей Эллады уверял, что для него не существует иного канонического митрополита Украины, кроме предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. И вдруг они «забывают» свои же собственные слова и соглашаются с антиканоническим решением патриарха Варфоломея. Весь православный мир шокирован — как это понять и чем это объяснить?

Для того, чтобы найти ответ на эти непростые вопросы, мы не будем повторять каноническо-богословские аргументы для рассмотрения данной проблемы — этому ранее уже уделялось достаточное внимание. В частности авторитетные греческие иерархи и богословы: митрополит Серафим Кифирский, митрополит Серафим Пирейский, протопресвитер Феодор (Зисис), протопресвитер Анастасий Гоцопулос – поддали обоснованной критике антиканонические решения Константинопольского патриархата касательно предоставления автокефалии ПЦУ.

По нашему мнению, в современной дискусии с Фанаром и его сторонниками необходимо обратить особенное внимание на своеобразное отношение к канонам и Священному Преданию Церкви Христовой со стороны фанариотов, что привело не только к признанию ПЦУ, но и к искажению учения о Церкви (экклезиологии).
Не секрет, что на Фанаре уже давно вынашивают планы касательно необходимости евхаристического и молитвенного общения с Римо-католической церковью. Вместе с тем и папы никогда не оставляли мысли подчинить своей власти православных, которых они считали схизматиками. Из истории мы знаем, что православные инициаторы объединения с католицизмом слишком часто попирали святые каноны и учение Церкви для достижения своих земных целей.
Так, в 1278 году византийский император Михаил VIII Палеолог издает указание об насильственном введении в Византии результатов Лионской унии (1274 г.). Против этого беззакония выступили афонские монахи, которых император решил наказать с помощью католиков-крестоносцев и турок. Прибыв к Зографскому монастырю на Афоне, посланники императора начали требовать от братии обители принять унию, но получили отказ. Тогда хрестоносцы заперли 22 монахов и 4 мирян в монастырской башне и живьем их сожгли. Это страшное событие имело место 10 октября 1284 года.
Также Флорентийская уния, по мнению ее организаторов, должна была через слияние православных с католиками под главенство папы и в ущерб Православию, решить государственные проблемы.

Но инициаторы унии не учли преданность Православию верующего народа, роль которого была отмечена позднее в Послании Восточных Патриархов, где сказано: «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-то новое, потому что благочестие бережет у нас само Тело Церкви, то есть сам народ, который всегда желает сохранить веру свою неизмененной, соответствующей вере отцов его».
Именно поэтому можна утверждать, что Лионская, Флорентийская и все другие унии, которые прежде всего решали политические проблемы, основываясь не на канонических правилах Православной Церкви, а на внешних принципах единения, не решили проблемы раскола. А результатом таких объединений был гнев Божий, который привел к страшным испытаниям и падению православной Византийской империи.

Вместе с тем, несмотря на уроки истории, которые имеет и наша Украинская Православная Церковь (Брестская уния 1596 года), начиная с конца 19-го столетия представители Рима и Фанара, опять в чисто земных, геполитических интересах, пытаются найти новые пути единения посредством введения ряда реформ. Однако, эти реформы нарушают традиционный порядок церковного православного благочестия и, наконец, влияют на стойкость в вере.
На эту проблему в свое время обратил внимание святитель Василий Великий, который в 91-м правиле указал, что христианин, отступая от Предания Церкви, может отступить от Истины в целом: «Потому что, когда мы начнем оставлять неписанные обычаи как такие, что не имеют большой силы, то незаметно повредим Евангелие в главных предметах, а больше всего, сократим проповедь к одному имени, без самого предмета».

Вспомним, что деятельность Константинопольских патриархов Мелетия и Афинагора, как и их современных последователей тесно связана с мероприятиями, направленными на церковные реформы, которые имели негативные последствия.
Так, еще в январе 1920 года местоблюститель Константинопольского патриаршего престола митрополит Прусский Дорофей (Мамелис) сказал, что богословские разногласия между Православной Церковью и представителями других христианских деноминаций не являют собой препятствия для объединения. Более того, митрополит Дорофей предложил создать «Общество Церквей» и, в качестве первого шага для сближения, принять «единый календарь для одновременного празднования главных христианских праздников». В 1923 году в Стамбуле состоялся «Всеправославный конгрес» под руководительством Константинопольского патриарха Мелетия (Метаксакиса), на котором православным христианам было предложено принять целый ряд церковных реформ, среди которых: отказ от «старого стиля» (календарная реформа), разрешение на второй брак для духовенства, допустимость отмены постов (кроме Великого Поста, среды и пятницы). Все эти инициативы были направлены, за словами самого патриарха Мелетия, помочь Православной Церкви «объединится» с католиками и протестантами. Но православный народ эти реформы не принял. Патриарху Мелетию удалось частично провети только одну из предложенных инициатив, а именно — изменить православный церковный юлианский календарь на западный, григорианский. Но и эта реформа не была единогласно принята даже внутри Греческой Церкви, которая раскололась и этот раскол продолжает существовать и сегодня.

Юлианскому церковному календарю остались верны на сегодня Иерусалимская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Польская Православная Церковь и Святая Гора Афон, этим самим избавив себя от раскола из-за реформы церковного календаря.
В 1948 году на Всеправославном совещании глав и представителей автокефальных Церквей учасники приняли решение отказаться от так называемого «экуменического диалога», осудили Римскую курию за подрывные действия в отношении Православия, а также изъявили желание сохранить Александрийскую пасхалию. Кроме того, учасник этого Всеправославного совещания, всемирно известный богослов святитель Серафим (Соболев) заявил, что организаторы «экуменического диалога» «стремятся не к догматическому единению всех так называемых христианских церквей с православными Церквями, а к смешиванию тех и других посредством отступления христиан от своей веры… А это смешивание равнозначно уничтожению Православия».

Однако, проблемы которые обсуждались на Всеправославном совещании 1948 года, связанны с желанием реформировать Церковь и сблизиться с инославными, продолжают существовать. Мы уже не единожды были свидетелями совместных молитв некоторых православных иерархов с представителями католических или протестантских «церквей». Так, несмотря на то, что каноны Церкви недвусмысленно запрещают общую молитву с еретиками и раскольниками, недавно патриарх Константинопольский Варфоломей свершил совместное с католиками вечернее «богослужение» во французском монастыре Шеветонь. Можна привести и другие примеры нарушения канонов касательно молитвенного общения православных с представителями иных конфессий, которые ярко свидетельствуют о том, что предупреждения святителя Серафима актуальны и сегодня.

В контексте изложенного, отвечая на вопрос, как вообще так случилось, что предстоятели Константинопольской, Элладской и Александрийской Церквей с такой легкостью и вопреки церковным канонам приняли в общение нерукоположенных и анафемствованных представителей украинских раскольнических групп, мы вынуждены с сожалением констатировать — к этому существенному отступлению от Церкви их привели «незначительные» нарушения Православного Предания и учения нашей Церкви. Следует отметить, что наличие высокого сана не гарантирует правильности принятых решений, которые касаются догматическо-канонической и духовной жизни Церкви Христовой, если эти решения не соответствуют соборным постановлениям и учению святых отцов.

В жизни Церкви все заслуживает внимания и уважения. Только уважение и верность святым канонам, которые являются оградой Церкви, создают духовную безопасность и необходимые условия для спасения верующих.

История не единожды демонстрировала нам, что апелляция к сильным мира сего, использование политических аргументов и внешней силы для достижения церковного единения ни к чему хорошему не приводит. Единение во Христе возможно только тогда, когда оно основывается на Евангельском учении.
И последнее. Перипетии сегодняшних дней говорят нам о том, что Церковь переживает нелегкое время. Попытки единения с еретиками при отсутствии единства догматического учения или принятие в лоно Церкви раскольников без покаяния с игнорированием церковных канонов — все это отличительные черты нашего времени.
Несмотря на это, мы слышим ободряющие слова нашего Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18) и «не бойся малое стадо, потому что Отец ваш Небесный благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32).

Церковь способна совершать свою спасительную миссию и свидетельствовать о Христе миру даже в самых сложных условиях существования, как это было засвидетельствовано в разные времена. Периоды смут и неспокойствия в истории Церкви всегда заканчивались всеправославными соборами, которые провозглашали Истину и соединяли верных с Главой Церкви — Христом.
Преодолевая трудности и испытания, важно всегда помнить, что православные христиане только тогда имеют сильную позицию, когда пребывают в истине по слову апостола Павла: «Мы сильны не против истины, но сильны за истину» (2Кор. 13, 8). Это значит, что победа Православия дается верным не тогда, когда Истина становится предметом компромиса, а тогда, когда Истина становится сущностью нашей веры и жизни.

Митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор

http://kampod-eparchy.com/otstupnychestvo-kak-rezultat-prenebrezhenyia-kanonamy-tserkvy/

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *